Семья и дети. Дипломатия в отношениях

Беспокойств и конфликтов, возникающих с подростками, более чем достаточно. Поэтому для достижения воспитательной цели мирным путем с детьми этого возраста порой приходится прибегать к дипломатии. С ее помощью легче найти путь преодоления возникших противоречий; сохранить хорошие отношения с подростком; добиться, чтобы он воспринял ваши распоряжения и требования как разумную и приемлемую программу действий; наконец, оградить себя от грубости и бестактности подростка.

Семья и дети – это источник многих проблем. Так думают многие родители. Давайте попробуем решить часть проблем, думая как тинейджер и поступая разумно. Каковы же требования, которые необходимо соблюдать в общении с подростком?

Дипломатические средства и приемы следует использовать только для осуществления благородных целей, но не корыстных и эгоистических. Нельзя прибегать к дипломатической уловке, чтобы скрыть или оправдать серьезные пороки или постыдные поступки взрослых, она может быть полезна только в том случае, если мы хотим научить подростка преодолевать безжалостный максимализм, проявляя терпимость к недостаткам и слабостям других людей.

Можно сказать, что дипломатия избирательно использует обычные приемы и средства воспитания детей, а именно те, которые в соответствующей ситуации наиболее благоприятны. Дипломатический «ход» позволяет идти как бы окольным путем, осторожно подготавливая подростка к восприятию задуманного психолого-педагогического воздействия. Такое возможно, если мы заранее предвидим негативную реакцию и стремимся предотвратить конфликт и стрессы. Дипломатия — составная часть тактики воспитания детей, которая иногда допускает временное отступление во имя победной стратегии.

Представим такую ситуацию. Бабушка вашего сына-подростка живет в деревне и, как может, ведет хозяйство на приусадебном участке. Она очень нуждается в помощи, и внук был бы ей хорошим подспорьем. Однако у него другие, более заманчивые планы. Вы точно знаете, что безапелляционный приказ их отменить вызовет резкое возмущение. Не то, чтобы сын вас совсем не послушался, но… В общем, причина типа «Ты завтра должен ехать к бабушке помочь по хозяйству, свои дела оставь на потом» — будет типичной педагогической ошибкой. С точки зрения воспитания правильнее выбрать окольный путь: «Жалко, что ты завтра занят, бабушка просит ей помочь».

Подобное вступление не только не вызовет протеста, но и в определенной мере даже поднимет самосознание ребенка, поставит его в ситуацию, когда он сам должен решить, что делать. Вполне естественным может быть такое продолжение разговора: «Да, ничего не поделаешь, я не могу отложить свои дела… Надо позвонить папе, может, ему удастся отпроситься с работы? Нельзя же не помочь старому человеку. Помнишь, как позапрошлой весной она, бросив все, примчалась в город, чтобы выхаживать тебя во время твоей ветрянки?»

Звонок отцу положительного результата не дает, но сын уже внутренне перестроился и готов положительно воспринять просьбу (не приказ!) ехать в деревню. Казалось бы, что в данном случае было бы короче и проще приказать, но все же окольный путь, несомненно, продуктивнее, ведь подросток, идя по нему, переживает борьбу мотивов и учится не просто подчиняться, а понимать и выполнять свой моральный долг. В этом — воспитательный триумф дипломатии!

Дипломатия бесед и убеждений требует косвенных возражений. Кому же понравится, если ему скажут в глаза, что он не прав (без чего, порой, впрочем, нельзя обойтись)? Особенно важно об этом помнить, когда разговор касается ценностных ориентаций подростка, которые чужды и неприемлемы для родителей.

Возражайте в вопросительной форме! Подросток, вероятно, все равно с вами сразу не согласится, но и не замкнется, что активизирует его здравые размышления. Широко распространена дурная привычка начинать предложение со слов: «Нет, но…», пусть даже за этим следует согласие. Если хотите возразить, лучше скажите «Да, но…».

Сделать свое мнение мнением другого человека — большое искусство дипломатии общения. В нашем примере это, в конце концов, произошло. Подростку, в самом деле, показалось, что он самостоятельно принял решение. Это подняло его самосознание.

Дипломатия будет успешной, если те, кто ее применяют, смогут прогнозировать ответную реакцию подростка. Поэтому дипломатия в воспитании детей дается только тактичным и чутки людям, так как эти качества предполагают способность и желание войти в положение другого человека.

Читайте также:

%d такие блоггеры, как: